Сами вы ломаетесь!

 Лонг-тест снегохода «Тайга Варяг 500» от нашего друга и коллеги Павла Курлапова.

...Зима закончилась окончательно и бесповоротно, снегоход зачехлен и спрятан на полгода в дальний угол гаража. Пора подводить итоги второго года эксплуатации самого дешевого из полноразмерных снегоходов на российском рынке.

Автор: Dirt&Snow
08/05/2015

     Немного предыстории. Снежик мы получили на тест еще осенью 2013 года. Идея ресурсного теста возникла после того, как в ряде спциализированных изданий вышли материалы о тесте модельной линейки «Русской Механики» в Хибинах. Тогда мы три дня гоняли по горам на отечественных утилях и с ними ничего не случилось, о чем все честно и написали. Тогда же со всех сторон посыпались сотни комментов, что продукция РМ – шлак и обязательно развалится через месяц и что три дня – это не тест. Именно тогда мы взяли самый дешевый «Варяг 500» который, на тот момент, стоил «аж» 199 900 рублей, и начали его катать. К сожалению, зима 2013-14 годов оказалась практически бесснежной и наездить какой-то вменяемый километраж не получилось. Снег окончательно растаял, когда на одометре было чуть больше тысячи км. Тогда, чтобы уж не бросать эксперимент на полдороги, мы решили продолжить тест еще на год. В этом году зима тоже не сказать, что радовала большим количеством снега, да и выпал он поздно а растаял рано, так что опять не вышло накатать больше тысячи. Тем не менее, два сезона это уже статистика.

 

   

 

 

В целом, могу сказать, что такого кромешного ахтунга, о котором все говорили и к которому мы привыкли по авто-мото технике из конца девяностых – начала нулевых здесь уже конечно нет.Нет забитых молотком болтов и разваливающихся в порошок алюминиевых деталей тоже не встречается. Снегоход сделан и собран весьма качественно, хотя и не без мелких огрехов. Напомню: 500-кубовый «Варяг» был разработан, как ответ на общемировой тренд. Все производители практически разом выпустили на рынки «обрезанные» версии своих бюджетных моделей. «Варяг-пятисотка» это супербюджетник «Русской механики». Основные отличия от базовой модели «Варяг 550» - более простой мотор меньшего рабочего объема РМЗ-500 вместо РМЗ-550. Упрощена до предела и подвеска. Один амортизатор сзади вместо двух у «550-ки», почти вдвое меньший ход подвески.В угоду удешевления упразднены электростартер, раздельная система смазки, пассажирская спинка, «гребенка» на подножках, вместо гидравлической тормозной системы установлен механический дисковый тормоз, вместо алюминиевого бампера установлен стальной трубчатый, упрощен и руль, окраска «в черное», наклеек почти нет.

 

 

 

 Словом, все, без чего снегоход может ехать – отрезано. Экономия массы – 15 кг, экономия денег на сегодняшний день составляет 35 тыс. руб. – до ближайшей базовой версии «Варяга 550» и 64 тыс. руб. до топовой версии «Варяг 550 V». Сейчас «пятисотка» стоит 232 000 руб. По результатам теста: практически все поломки, которые были, произошли в течение первого сезона. Обнаружилась склонность к самораскручиванию крепежа задней подвески, но мы решили проблему, посадив все основные болты на фиксатор резьбы.
Были проблемы со стартером. Рвался шнур, ломались пружины. Прежде чем мы установили заведомо исправный стартер, угробили еще парочку. Оказалось, что в продажу попала партия некачественных пружин, которые встречались и в стартерах и отдельно. Таким образом, мы выяснили, что у «Русской Механики» иногда бывают проблемы с качеством запчастей от сторонних поставщиков. Потом у нас лопнуло стекло от встречи с деревом, мы нашли надлом в оплетке троса газа, и россыпь более мелких косяков, вроде потерявшихся пистонов пластиковых облицовок под капотом, плохо натянутого ремня вентилятора, порвавшихся резинок, на которые запирается сиденье и разогнувшегося карабина тросика-ограничителя крышки капота. Словом, ничего серьезного, что могло бы повлиять на живучесть снегохода в автономном выезде. На скорость не влияет.

      

 

 

 

 

    

 

             

 

 

 К концу сезона мы доработали снегоход до более «человечного» вида: установили пассажирскую спинку, мягкий кофр и гребенки на подножки, чтобы ноги не скользили. Кроме того, снегоход обзавелся розеткой для подключения подогрева шлема, мотонавигатором и прочими жизненно-необходимыми вещами вроде запасного ремня вариатора и комплекта свечей. Потихоньку мы исправили все огрехи сборщиков: набили смазку в поворотные кулаки, протянули крепеж, где нужно (кстати, таких мест оказалось не так много), разобрались с тем самым злополучным стартером, который, по началу, поклевал мозги. Мы даже успели сгонять на дальняк – из Рыбинска в Великий Устюг, проехали более 600 км за четыре дня. Снегоход показал себя отлично, не чихнул ни разу. После чего зима в средней полосе скоропостижно закончилась.
На этом мы подвели итог. Сезон использования снегохода в дачно-покатушечном варианте по выходным – это вполне посильный режим для «Варяга». Более того, возник вопрос, а надо ли переплачивать вдвое-втрое, чтобы получить то те эффект, но с импортным лейблом на борту?

      

     

     

 

Расходы на эксплуатацию, ремонт и прочий тюнинг составили 63 850 рублей. Это включая бензин, масло, доп-аксессуары вроде кофра и спинки, запчасти (сломанный стартер, новое стекло, запасной ремень вариатора и прочие мелочи) и прохождение ТО у дилера. Стоимость эксплуатации составила 52 р/км. На мой взгляд, это очень дешево.

 

 

Второй сезон оказался еще более скучным в плане журналистского исследования. Весной снегоход, естественно, не консервировали. Просто в очередной выходной никто не открыл гараж и не завел «Варяга» по причине отсутствия снега. Так он все лето и осень и простоял, с полупустым баком, с бензином в поплавковой камере карбюратора и даже с мусором в кофре, который увезли из леса и забыли выкинуть.
Но когда пришло время снова отправляться в путь, «Варяга» не пришлось упрашивать. Для профилактики сменили свечи (200 рублей) и слили остатки топлива из карбюратора. Мотор завелся практически сразу. Да и причин не завестись у него просто не было. Карб исправен, система зажигания бесконтактная, аккумулятора в конструкции не предусмотрено.
Дальше снегоход просто продолжил ездить, как будто и не было никакого лета. Вот только перестал работать ручной насос подкачки топлива в поплавковую камеру. Видимо за лето забился или соскочил один из шлангов. Починить его за всю зиму руки так и не дошли, поскольку нужен этот элемент управления лишь при холодном запуске мотора при температурах ниже – 25, а этой зимой таких температур и не было

 

 

  

 

 

Вторая, и последняя проблема, вылезла почти в конце зимы. Появился какой-то провал в работе двигателя на средних оборотах. Как будто некий барьер, который движок не мог преодолеть. Вероятно, проблема сидит где-то в регулировках карбюратора. Или смесь стала бедновата, или уровень в поплавковой упал. Будем решать проблему следующей зимой, так как сейчас толку от возьнис карбом будет мало: без нагрузки не проверишь, да и температура воздуха не соответствует паспортным условиям работы двигателя.
Больше со снегоходом за ДВА сезона и две с лишним тысячи километров не произошло ничего (по буквам:Николай, Ирина,Харитон, Ульяна, Ярослав). От слова «совсем». Карб мы отладим, свечи перед следующим сезоном снова поменяем (для профилактики) и отъездим еще сезон в ус не дуя.
Стоит вернуться к вопросу о целесообразности покупки более дорогого импортного аппарата того же класса (двухтактного утиля). С экономической точки зрения, с огромным отрывом выигрывает «Варяг». Даже спорить нечего. Стоимость километра «неломающегося» «иностранца» выйдет заметно выше. Тюнинг хочется? А кофр для того же «Беаркэта» или «Викинга»будет стоить далеко не три тысячи рублей. Плановые ТО – также удовольствие не из самых дешевых. А вот зато если придется-таки покупать какие-то запчасти – то уж совсем туши свет. На того же «кота» нижний рычаг передней подвески обойдется минимум в шесть тысяч. Словом, если денег совсем нет – «варяг» идеальный вариант. «Буран»все же не берем в расчет, как совсем уж архаичный.


А вот если говорить о комфорте, скорости, тюнинге и прочих ништяках, то здесь, разумеется, «Варяг» в полных аутсайдерах. Даже после сотни км за рулем «Варяга», пройденных по льду и раскатанным трассам, хочется забыть, как его звали и больше никогда не садиться за руль «этого пылесоса». Примитивная подвеска и далеко не лучшая эргономика сводит на нет все удовольствие от езды. Особенно, если только что пересел на «варяга» с большого и комфортного, как домашний диван ArcticCatBearcat 570.Почему сравниваю именно с ним? Да потому что он самый близкий по стоимости импортный конкурент (из современных.Столь же архаичный Yamaha Viking в расчет не берем).Но уровень комфорта, управляемости, дизайна… на три головы выше. Но за цену одного «кота» сегодня можно купить два «Варяга» и еще на тюнинг останется почти сто тысяч. Не буду агитировать. Каждый волен решать сам.
В моем случае все просто. У меня есть «Варяг», он ездит, не ломается и не требует лишних денег и внимания, а значит, менять я его не буду. Пока что. Как та такса в анекдоте: «короткие ноги, или не короткие, а до земли достают». И то хорошо.
Главный вывод из всего этого двухлетнего мероприятия один: Продукция «Русской Механики» имеет право на жизнь. Ее качество нельзя назвать идеальным, но и ругать его не за что. Так что все те, кто кричит «русское покупать нельзя» и «я намучился с этим…» могут пойти изучать матчасть и учиться не ломать технику, едва выехав из двора. Варяг ездит и не ломается. Пусть без особых излишеств, но исправно делает свою работу. Причем практически бесплатно.


 

Текст Павел Курлапов,
Фото: Автор, Русская Механика, Олег Назаров.

Отзывы (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!