Лавинный рюкзак - шанс выжить

Кто производит системы лавинного аварийно-спасательного снаряжения? Чем они отличаются друг от друга и для чего предназначены? Начнем с так называемых лавинных рюкзаков, а точнее, кто именно производит системы с надувными подушками, которые интегрируются в рюкзаки. Оказывается таких производителей не так уж и много.

Автор: Dirt&Snow
05/08/2016

   Фирм успешно освоивших более-менее серийное производство аварийнo-cпасательных систем с надувными элементами, удалось насчитать всего пять штук. (вдруг какие-то компании не попали в поле нашего зрения, сразу извиняемся, как говорила известная личность «нельзя объять необъятное» и не претендуем на истину в последней инстанции). Кстати, есть еще несколько инициативных групп, активно работающие в данный момент над своим оригинальным горным аварийно-спасательным оборудованием. О них, так же скажем, но сейчас перечислим пять основных компаний, сумевших довольно широко распространить свой продукт и заключить контракты с крупными фирмами, специализирующимся на выпуске обычных рюкзаков и другого горного и туристического снаряжения.

 


И так,
первая серия 

Авангард индустрии производства airbag систем для лавинных рюкзаков

 

Компания №1 

Номер один во всех смыслых. Первыми создали, больше вех произвели. 

 

     

    ABS® - Avalanche Balloon Secure system основана в 1985 году (Германия). Пионер в индустрии. Однако, первый полноценный рюкзак со встроенной системой ABS выпустили в 1995 г. До этого было много экспериментов и образцов поступивших в продажу как отдельные модули ABS систем или предполагающие их крепление к обычным рюкзакам. Сейчас в эксплуатации более 50 000 рюкзаков по всему миру (данные на 2012 г.) Из минусов необходимость перезаряжать баллоны в специализированных сервисах, так  используется газ не воздух, а азот.

 

 

 


На сегодняшний день компания Avalanche Balloon Secure system выпускает две системы:
  1) AВS Base UnitTwinBag System 

  2) M.A.S.S. Modular Airbag Safety-System 

 Примечание: Кроме компании ABS, разработавшую данную систему, еще 15 компаний производителей, выпускают лавинные рюкзаки под собственными брендами с интегрировасистемой AВS Base UnitTwinBag System. Объемы: 8L, 18L, 24L, 32L, 45+5L


AВS Base UnitTwinBag System

 

  

 

Каждый надувной баллон объемом 85 л. Внутренние давлении 0,1 Бар. Воздухом заполняются одновременно, но если один из баллонов не срабатывает, другой остается в рабочем состоянии.Обе подушки оборудованы впускными и выпускными клапанами. Клапана активируются автоматически при старте заполнения подушек. Выпускной клапан находиться в центре впускного клапана. Выпуск осуществляется путем нажатия выпускного клапана.

 

      

 

 

ТТХ системы  AВS Base UnitTwinBag System

Общий объем:             170 л.
Скорость наполнения   2-3 сек.( рекорд в индустрии)

Общий вес системы     1900 г. (самый тяжелый)
Вес баллона из углеродного волокна в заполненном сост. 280 г.  

Вес баллона из алюминия  510 г (Аргон) (по независимым оценка 580 г) 

 

 

 

  

Внутреннее давление баллона с газом 300 бар. (баллон из углеродного волокна - 340 бар). Температуры работоспособности от -40 С до +50 С. Баллон одноразовый. На разрыв 650 бар. (углеродное волокно на разрыв 1020 бар) После срабатывания требуется замена в сервисном центре ABS. Вместе с новым баллон приобретается ручка бойка. Принцип срабатывания: дернули ручку, сработал пиропатрон, игла пробивает катриж.

Особенности: единственная система с пиропатроном и двумя независимыми воздушными баллонами. Одна из самых распространенных. Более 30 лет на рынке.

 

     

 

 

 M.A.S.S. Modular Airbag Safety-System

 

 

  Данная система аналогична AВS Base UnitTwinBag System, но судя по всему ее создали специально для максимального уже упрощения интегрирования системы в рюкзаки сторонних производителей.

    

 

 

 

 

 

          

        

 

 

В 2009 году Avalanche Balloon Secure system разработал дистанционную систему активации подушек, которая очень понравилась горным инструкторам и проводникам.  

  

 

 

Снято с производства

( думаем интересно взглянуть, а что было ранее у АВS) 

 

70-е годы прошлого столетия.  На фото Питер Эшауэр (Peter Aschauer) на испытаниях прототипа первой надувной подушки. Отец-прародитель всех ныне существующих лавинных рюкзаков с системами airbag.  Вторая фотография с одной выставки 2014 г. 

  

 

По легенде немецкие крестьяне в середине прошлого века, дабы не сгинуть под лавиной, придумали привязывать за своими плечами пустые, объемные емкости. Именно эта легенда и натолкнула Питера Эшауэра (Peter Aschauer) на создание переносной надувной подушки.     

 

Фотография постановочная (1980 г.) Традиционный костюм немецкого крестьянина, слабо сочетается с первой моделью воздушной подушки ABS. До газового баллона с пиропатроном еще далеко. Два наполненных воздухом баллона крепли к спине обычными стропами.

 

 

 

Первые прототипы ABS были и с одним надувным элементом. 

  

 

В 90-х было много экспериментов с модульными подушками, которые можно было бы присобачить к любому другому рюкзаку. Вывод всех экспериментов: лавинный рюкзак обязательно должен быть  с интегрированной системой.  

 

 

        

 

 

 Конкурентные особенности современных систем АВS:
Большое распространение, давно на рынке.
Самое большое количество партнеров-производителей рюкзаков. Два независимых баллона.Рекорд по объему среди систем с газовым баллоном.Средняя цена за полный комплект рюкзак + подушки с баллоном от 800$.

Минусы:
Пиропатрон
Дороговизна одного открытия (75-80$)
Конкуренты обращают внимание, на то что баллоны не защищают голову (Естественно, на эту тему можно жарко и поспорить)


 

     

Компания №2 (сугубо по списку)

 

 

Так сложилось, что Snowpulse полюбился снегоходчикам. Может потому, что создатели"Сноупульса" первыми сделали модель рюкзака, специально ориентированную именно на фанатов покатушек в горах на снегоходах

    

 

 

 Snowpulse R.A.S. /Mammut – первый рюкзак под брендом Snowpulse P.A.S. (Щвеция) поступил в продажу в 2006. В 2012 компанию Snowpulse покупается предприятие, специализирующиеся на выпуске снаряжения для альпинистов Mammut Sports Group (Германия). У данной компании вековая история. Еще в конце 19 века она занималась производство веревок.  У «сноупульса» две системы: Snowpulse P.A.S. и Snowpulse R.A.S. Отличительная черта системы Snowpulse P.A.S. – подушка укладывается в лямки рюкзака, а когда она раскрывается «обхватывает голову» и прикрывает грудь. Система Snowpulse R.A.S. – выполнена в традиционной манере с раскрывающейся подушка за головой. Именно с данной системой и выпускаются рюкзаки под брендом Snowpulse R.A.S. /Mammut. В команда Snowpulse первыми создали рюкзак HIGHMARK специально ориентированный под снегоходчиков ( объемы 30 л. и 22 л). Ранее в модельном ряду был и рюкзак ориентированные на инструкторов и спасателей LIFEBAG 45L объемом 45 л. (самый большой рюкзак с Airbag). Но его сняли с производства

 

Snowpulse P.A.S.

 

 

 

 ТТХ системы Snowpulse P.A.S.

Общий объем:  150 л.

Скорость наполнения  3 сек.

Общий вес системы  870 г. ( без баллона)

Вес баллона из углеродного волокна в заполненном сост. 310 г (цена баллона 200 Евро)

Вес баллона из алюминия  500 г

 

 

  

 

Подушка интегрирована в лямки рюкзака.

Форма подушки запатентована.

Прокол мембраны в баллоне происходит механическим способом.

Прилагаемое усилие 6-10 кг.

Цена без рюкзака на официальном сайт от 500 Евро.

Средняя стоимость рюкзака под систему P.A.S от 400 Евро.

 

 

 

 

 

 

Snowpulse R.A.S. Removable Airbag System

данную систему главным образом можно встретить на рюкзаках сторонних производителей, получила слабое распространение

 

    

 

 

 Баллоны "Сноупульса" заправляются сжатым воздухом. Алюминиевый одноразовый баллон для P.A.S - 100 Евро. ( на рисунке первый). Многоразовый баллон для R.A.S. 185 Евро. Одноразовый баллон из углеволокна для P.A.S 200 Евро. Одноразовые баллоны идут без манометра. Ремкомплект прокладок, рекомендумые ставить при каждой новой заправке 10 Евро.
Еще есть путаница по баллонам. К системам выпушенным в 2011 году новые баллоны  могут и не подойти.

 

 

 

 

 

 Адаптер позволяющий заправлять баллон в дайвинг центрах
цена 120 Евро

 

 

 

 Особенности:
- Единственная система, говоря о которой можно утверждать об организации защиты головы.
Средняя цена рабочего комплекта с рюкзаком от
600 долларов (без учета доставки)

Минусы:
Ухудшает обзор при срабатывание.
Попавшего в лавину начинает крутить. 
Конкуренты говорят об якорных особенностях данной системы. Половина тела остается погребенным и велика вероятность получения травм в снежном «бетоне».

 

 

Компания №3

В Европе пока получает слабо распространение, но у себя на родине за океаном весьма распротранены. 

 

BCA - Backcountry Access основана в 1994 г (США). Компания получила популярность, как производитель экипировки для лыжников и сноубордистов. Лавинными рюкзаками занялись где-то в 2008 году.

 

В 2010 появились первые не совсем удачные модели с громоздким редуктором. В 2011 году систему доработали. Одно из рыночных преимуществ: самый низкий ценник на рынке.

 

 

 

ТТХ BCA

Объем 150 л.
Активация: механическая чека.
Баллон: сжатый воздух
Баллон алюминиевый объемом 290 мл.
Вес в заправленном состояние 624 г.
Вес пустой: 567 г.
Многоразовый.
Цена одного баллона: $189 долларов
Насос высокого давления цена 150$
Вес рюкзака с рабочей системой: 3,4 кг
Средняя цена за рюкзак: от 600 долларов
    

 

 

 У ВСА есть любопытная модель в виде защитного жилета. По заверению производителя этот жилет особо приглянулся профессиональным спасателям, инструкторам и снегоходчикам. 

 

 

  

 

 Еще одна конкурентная особенность: при наличие специального насоса, баллон можно зарядить самостоятельно вручную.

 

       

 

 

 

BCA - Backcountry Access сегодня активно продвигают свой продукт посредством различных горных снегоходных школ и семинаров посвященных лавинной безопасности. Так что нет сомнений, на отечественном рынке рюкзаки BCA найдут своих потребителей.

 

 

Компания №4  

На рынке относительно новичок. Однако, когда создателей Аlpride взяли под свое крыло, американцы дела пошли в гору. 

 

 Alpride/Scott – Компания создана в 2008 Alpride ( Швейцария) . В 2012 г. компания получает приз за развитие инновационных аварийно-спасительных систем при сходе лавин. В начале 2015 г. к проекту Alpride Airbag System модели "Бертол 1" ( названиев честь Бертол Hut в Швейцарских Альпах) подключается компания Scoot (США), один из самых известных производителей горнолыжного оборудования. Scoot существует с 1958 г. С 1970 занята выпуском мотоциклетной экипировки. 1991- старт производства горных велесипедов. Первый коммерческие образцы Alpride появились в середине 2014. Совместно с компанией Scott в сезоне 2015-2016 осуществлен полноценный выход на рынок. Запланированные продажи - первые 1000 комплектов. Особенность: использование газовых баллонов от надувных спасательных жилетов.

      

 

 

 

Alpride Airbag System

 

 

Общий объем:  150 л.
Скорость наполнения  3 сек.
Общий вес системы  800 г. ( без баллона)
Cистема работает oт двух стальных одноразовых баллонов
Общий вес газовых баллонов 440 гр.


 

 

 

   

 

   

 

Два баллона имеют разную резьбу. Баллоны одноразовые. Взяты от стандартных спасательных жилетов. В баллончике 60 г. CO2 под давлением 17,5 МПа. Получается, что емкость одного баллона порядка 160-165 мл. Рюкзаки под брендом Scott в рознице оцениваются 600 Евро (без учета доставки) Комплект картриджей для лавинных рюкзаков SCOTT в РФ имеет рекомендованную розничную цену 35 евро.

 

 

 

 

 

Компания №5 

Электричество в рюкзаке – пока только в начале своего пути. И этот путь оказывается самым дорогим и тяжелым в прямом смысле.

 

   

   PIEPS JetForcе /Black Diamond – Фирма PIEPS ( Австрия) известна, как производитель лавинных трансиверов. С 1972 года австрийская компания разрабатывает и производит и дургую продукцию для обеспечения безопасности в зимних горах. С 2012 года PIEPS интегрирован в группу Black Diamond, Inc. (CША) в автономным брендом. Бренд Black Diamond создан в 1990, но и до этого компания с 1957 г. занималась выпуском экипировки и инвентаря для альпинизма и скалолазания.

 

Разработкой лавинной надувной системы началась в PIEPS где-то в 2009 году. Первые коммерческие образца появились в 2014 году. Не требует газовых баллонов. Функционирует от аккумулятора. Подушка наполняется воздухом при помощи мощного воздушного нагнетателя. На сегодняшний день самая дорогая система

  

 

 

BD JetForse HALO 28

 

 

 

 

Общий объем:
200 л. (рекорд в индустрии)
Скорость наполнения 3 -4 сек.
Общий вес системы c рюкзаком от 3,4 кг. (антирекорд в индустрии)
Работает от аккумуляторов
Средняя цена от 800 долларов.
Первая партия подверглась отзыву

 

 

   

 

 

 

 

Рюкзак нашпигова электроникой PIEPS (компания широко известной своими биперами) и воздушный нагнетатель работает по весьма замысловатому алгоритму:

Первые 3-4 секунды – полная мощность и подушка резво надувается. Плюс, еще 5 секунд, так сказать для «закрепления успеха». Электроника постоянно анализирует давление в подушке и первую минуту поддерживая требуемое давление управляет нагнетателем, включая его, то на полные 100%, то может интенсивность подачи воздуха снизить до 50%. Последующие две минуты нагнетатель работает импульсами, закачивая воздух в подушку через каждые 20 секунд до требуемого давления. На 3-4 минутах подушка сдувается. По задумке производителя, если человек оказался под снегом, то это даст ему дополнительное пространство для воздуха, соответственно для дыхания.


Правда специалисты отмечают, что если подушка осталась на поверхности, то в сдутом положение ее труднее обнаружить. Но, не это главное. Вот если за первым сходом, пошла вторая «доска», то второй раз активировать нагнетатель воздуха не получить, т.к. есть шанс, что аккумулятор «сдохнет» при первом же запуске.
Еще момент, конечно, кнопочная ручка активации ( с индикатором зарядки) выглядит стильно и «сочно» смотрится на фотографиях. Однако, нажать кнопку на торце этой ручки (и держать 4 секунды) в экстренной ситуации, куда сложней, чем вовремя жесткого "шухера" дернуть чеку.

 

Одним из «жирных» плюсов системы на аккумуляторных батареях заключался без геморройном провозе в багаже во время перелетов. Однако, правила провоза аккумуляторных батарей постоянно ужесточаются и уже, сегодня, не факт, что с такой «батарейкой» не возникнет сложностей со службой безопасности авиаперевозчика.

 

 

 Cамостоятельно извлекать литиевый аккумулятор из рюкзака не рекомендуется, ради безопасности и сохранения 100% контакта со всей системой.

 

Полная зарядка - от розетки 220V осуществляется за 8 часов. По данным производителя «аккум» рассчитан на 6 полных циклов срабатывания при комнатной температуре или 1 цикл в условиях -40 градусов. Так что если повезет, то может быть во время второго схода и удастся надуть второй раз. Хотя, рассчитывать на это, опытные райдеры не советуют.  

В режиме экономии батарея держит нужный заряд до 6 недель или 120 часов (5 суток) в режиме готовности при температуре около 0 градусов
 

 

 


 

 

КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ

 

 

Отзывы (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!